Советы родителям от библиотекаря

Как же привить детям интерес к чтению и любовь книгам?

1. Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда ребенок читает в силу интереса.

2. Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, у него вряд ли  родится любовь к чтению?

3. Читайте вместе с ребенком. Разговаривайте о прочитанном так. Обсуждайте прочитанное. Выясняйте значение трудных или незнакомых слов. Чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его сообразительность и старание. Поддерживайте его уверенность в своих силах.

4. Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.

5. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.

6. Используйте такой прием. На самом интересном месте остановитесь. Заинтригованный ребенок вынужден дочитать до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем. Или такой. Вы моете посуду, готовите ужин, а ребенок читает вслух.

7. Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг.

8. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним.

9. Следите за тем, чтобы чтение было систематическим – каждый день по 15-20 минут, причем чтение должно быть обязательно вслух. Это сформирует у ребенка привычку ежедневного общения с книгой.

10 Покупая книгу в подарок, сделайте дарственную надпись добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

11. Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.

12. Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова.

13. Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.

14. Правила борьбы с телеманией. Совместное определение и обсуждение телепередач для просмотра. Выбор для просмотра учебно-образовательных и познавательно-просветительных программ. Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребенка. Ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, свыкается с ними и даже испытывает при этом удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра малышами.

15. Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.

16. Если ваш ребенок делает, лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги — яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.

17. Побуждайте своих детей читать программную литературу до изучения ее в школе. Используйте для этого летнее время. Включайтесь в ее чтение вместе с ребенком, найдите в этом удовольствие. Глядя на вас, и ребенок получит радость. Последующее изучение произведения в классе ляжет на эмоционально подготовленную почву и нейтрализует негативное отношение к нему.

18. Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.

19. Читая книги, нужные сегодня, не следует забывать и о прошлом опыте чтения: домашняя библиотека тем и хороша, что в любую минуту можно взять книгу с полки и перечитать ее целиком или в отрывках, вспомнить, как она появилась в вашей библиотеке. Именно про собирателей домашних библиотек  писатель Виктор Шкловский говорил: "Не только вы собирали книги, но и они собирали вас"

Как учить буквы

 Очень часто вследствие недостаточной сформированности зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза учащиеся 1-2 классов испытывают трудности в назывании и начертании букв. Предлагаю несколько вариантов работы с буквами для запоминания ее графического образа:

  1. Складывать буквы из пальцев.
  2. Строить буквы из палочек, спичек, веточек, конструктора.
  3. Высыпать буквы из песка, муки, крупы.
  4. Лепить буквы из теста, пластилина.
  5. Рисовать буквы в воздухе, на воде, по стеклу.
  6. На что похожа буква? – (например: У – на улитку, вешалку, рогатку).
  7. Изображать буквы собственным телом (например: стоять прямо, руки в стороны – буква Т и т.п.).
  8. Дописывать «сломанные» буквы.
  9. Из  элементов конструировать  и реконструировать разные буквы (например: Т-Н-П-Ш-…).
  10. Раскрашивать большие буквы.
  11. Обводить буквы по пунктиру.
  12. Узнавать объемные буквы на ощупь (игра «Волшебный мешочек»).
  13. Делать буквы из нитки, шнурка, проволоки, веревки.
  14. Подбирать картинки на заданную букву.