Педагогическая среда виртуальной реальности

Расширение воспитательного пространства школы посредством целесообразно организованной педагогической среды виртуальной реальности.

Прогресс в технологиях представления информации в условиях современного общества привел к появлению систем виртуальной реальности, которые определяют новое содержание жизни человека. Виртуальная реальность для человека ХХI века - это мир, в котором отражена львиная доля планов его бытия, требующих реакции, оценки, учета в житейских ситуациях и выборе линий поведения, влияющих на его настроение, менталитет, мироощущение и т.п.  Это означает рождение многомерного че­ловека.

Становление в России нового качества образования, ориентированного на формирование многомерно мыслящего человека информационного общества, способного к проявлению внутренних, субъектных ценностных оснований поведения, требует нового качества организации процесса воспитания в общеобразовательной  школе. Потому как: «Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие».

Одним из путей нового качества образования в информационном обществе является расширение воспитательного пространства посредством виртуальной реальности.Всем известно, что стихийная вовлеченность современного школьника в виртуальную реальность таит в себе достаточно не только позитива, но и негатива. Следовательно, актуальна потребность педагогизации социальной и культурной стихий виртуальной реальности, способной трансформировать сферу ценностных отношений.  Необходимо не просто отвлекать ребенка от нежелательных влияний  виртуальной реальности, а педагогически направлять их.  Для этого нужно це­нностно направлен­ное сопровождение про­цесса воспитания, развития личности ребенка, подготовка его к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.  В докладе на Совете при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию «Школа – 2020. Какой мы ее видим?» прозвучало: «Серьезной проблемой в области воспитания является негативное воздействие на детей средств массмедиа (прежде всего … Интернета). … Главным средством противостояния деструктивной массовой культуре является воспитание способности к выбору и активное предложение лучших альтернативных образцов». В качестве такого альтернативного образца в нашей школе стало введение инновационного средства воспитания «Педагогическая среда виртуальной реальности», которая является условием   становления  высоко нравственной,  творческой, социально адаптивной личности ребенка и отличается от обычной информатизации выстраиванием  профессионального педагогического взаимодействия.

Педагогическая среда виртуальной реальности есть педагогически целесообразно организованное при помощи компьютерной графики пространство, предназначенное для формирования личности школьника в рамках устойчиво-позитивного отношения к знаковым ценностям, необходимым и достаточным для достижения цели воспитания.

В педагогической среде виртуальной реальности ребенок  «включен» поэтапно в познавательную, коммуникативную, игровую деятельность через специально созданную педагогическую виртуальной среду. Педагогическая  среда виртуальной реальности как воспитывающая  среда, в которой происходит взаимодействие школьников и педагогов, интегрирует внешние и внутренние условия развития – целенаправленные и стихийные влияния объективной, субъективной и виртуальной реальностей.